Страница 1 из 2

ДЕШЕВЫЙ ДРАЙВЕР С ВЫСОКИМ КМ БЕЗ ГАЛЬВАНИКИ

СообщениеДобавлено: 23 ноя 2016, 20:41
VASYA
Всем здравствуйте!
В связи с удешевлением светодиодов на первое место выходят цена драйвера и корпуса.
Для мощностей до 50-75Вт в ряде случаев можно сделать недорогие корпуса с пластиком наружу, что позволяет в ряде случаев отказаться от гальванической развязки.
Для мощностей 10-20Вт пластиковый корпус делается совсем без проблем.
Экстремалы вовсю используют даже анодированный алюминий (((, но мы не будем так шалить.
Считаю, что драйвер с нормальным КМ (строго больше 0,9 при мощности больше 20Вт), с приемлемыми эмиссией сетевых гармоник и ВЧ компонент, но дешевый очень актуален. Вопрос пульсаций выходного тока легко решается при таких мощностях активным фильтром, так что предлагаю его не обсуждать. Также исключаем из обсуждения пассивный корректор мощности, так как он если и пройдет по КМ (не помню точное значение), то по эмиссии сетевых гармоник точно не пройдет по закону. К тому же он приведет к экстратоку при включении за счет заряда конденсаторов, что тоже неприемлемо.

Предлагаю дискуссию, насколько можно удешевить драйвер за счет отсутствия гальваники, но при этом с корректными с точки зрения законодательства параметрами и разумной надежностью. Стоит ли игра свеч. Драйвер на 60Вт с гальваникой дешевле 10долл сделать трудновато.
Если без гальваники можно уложиться в 6 долл и меньше, при соответствии параметров законодательству, то на мой взгляд интересно. Например, сейчас у меня потребность в недорогих драйверах на как раз 60Вт.
Какая топология лучше?
При понижающей возникают вопросы с КМ и третьей гармоникой. При обратноходовом, те повышающем, дороже ключ и особенно феррит, и вообще непонятно, удастся ли съэкономить: меньше простора для установки отношения времени закачки энергии в феррит и вынимания ее в нагрузку. То есть либо феррит дороже, либо КПД понизится в пользу нагрева сердечника. Так как я не специализируюсь по драйверам, прошу коллег высказать авторитетное мнение, если тема интересна - можно ли сделать дешевый надежный понижающий драйвер с КМ строго больше 0.9 и третьей гармоникой строго меньше 25%. Или есть другие варианты топологии?

Re: ДЕШЕВЫЙ ДРАЙВЕР С ВЫСОКИМ КМ БЕЗ ГАЛЬВАНИКИ

СообщениеДобавлено: 23 ноя 2016, 20:49
Светочъ
Присоединяюсь, но с добавочкой :) интересно и высоковольтный выход
(допустим до 270 - 320 вольт) с КМ выше 0.9.

Re: ДЕШЕВЫЙ ДРАЙВЕР С ВЫСОКИМ КМ БЕЗ ГАЛЬВАНИКИ

СообщениеДобавлено: 23 ноя 2016, 21:20
voxy
...Если без гальваники можно уложиться в 6 долл и меньше, при соответствии параметров законодательству, то на мой взгляд интересно. Например, сейчас у меня потребность в недорогих драйверах на как раз 60Вт....

Вместо одного на 60 Вт ставишь 2 по 30-ть Вт - в 6$ уложишься, да ещё и надёжность увеличится. 8-)

Re: ДЕШЕВЫЙ ДРАЙВЕР С ВЫСОКИМ КМ БЕЗ ГАЛЬВАНИКИ

СообщениеДобавлено: 23 ноя 2016, 21:24
kulibin
Если делать нормальный активный корректор - он сожрет всю экономию на трансформаторе, ибо тоже требует намоточных и дорогой микрухи. Единственное преимущество драйвера без гальваники при соблюдении высоких характеристик - КПД, да и то несущественно. Так что задача не имеет решения, как по мне. К слову, Люксон как раз широко применял такие драйверы, к примеру такой http://alled.ru/li150-215070-ip66-150-50-215-700.html
Себестоимость такова, что Пак без сожаления прешел на РД-150.

Re: ДЕШЕВЫЙ ДРАЙВЕР С ВЫСОКИМ КМ БЕЗ ГАЛЬВАНИКИ

СообщениеДобавлено: 23 ноя 2016, 21:39
Aleksandr_A
VASYA писал(а):....Драйвер на 60Вт с гальваникой дешевле 10долл сделать трудновато.
....


7-8$ продажная цена на 60Вт с гальваникой и фильтрами.

Какая интересна Вам цена с гальваникой и без?

Re: ДЕШЕВЫЙ ДРАЙВЕР С ВЫСОКИМ КМ БЕЗ ГАЛЬВАНИКИ

СообщениеДобавлено: 23 ноя 2016, 21:51
VASYA
Господа, согласен, что задача непроста и непонятно, имеет ли решение. То есть получается единственная возможность - понижающая топология?
Кто-нибудь разбирался детально с параметрами которые можно получить? Попробую посчитать при случае теоретически достижимые параметры, а дальше по результатам посмотрю, стоит ли за паяльник браться. настораживает, что это очевидная возможность, но раз таких дешевых драйверов нет, то что-то не так.
А хорошая цена - до 5 долл. при рабочей (не максимально возможной) мощности 60Вт. То есть например ток 700мА с выходным напряжением от 75 до 95В. КМ строго больше 0,9, уровень сетевых гармоник по законодательству, КПД больше 85%, с малыми пульсациями выходного тока и допустимым уровнем эмиссии ВЧ компонентов.

Re: ДЕШЕВЫЙ ДРАЙВЕР С ВЫСОКИМ КМ БЕЗ ГАЛЬВАНИКИ

СообщениеДобавлено: 23 ноя 2016, 21:53
VASYA
Естественно, цена 5долл без гальванической развязки с сетью.

Re: ДЕШЕВЫЙ ДРАЙВЕР С ВЫСОКИМ КМ БЕЗ ГАЛЬВАНИКИ

СообщениеДобавлено: 23 ноя 2016, 23:50
kulibin
Себестоимость такая может быть даже и с гальваникой. Так что если есть желание самому производить или хотя бы заказать контракт китайцам - вперед :) Мы себе поставили задачу как раз в такую себестуху уложиться, и давеча я давал чудесный анонс. Но на практике после выпуска опытной партии полезли кое-какие глюки, борьбой с которыми и занимаемся сейчас. И вот когда оно наконец пойдет в продажу - неужто с маржой 10% ?
Так что вы определитесь - вы за 5 баков хотите купить - или произвести ? Если первое - то это просто свинство, уж извините. ;)

Re: ДЕШЕВЫЙ ДРАЙВЕР С ВЫСОКИМ КМ БЕЗ ГАЛЬВАНИКИ

СообщениеДобавлено: 24 ноя 2016, 01:35
VASYA
Не знаю, не уверен насчет 5 долларов себестоимости для 60 честных ватт. Есть правильный производитель драйверов - Ирбис, они на мой взгляд аккуратнее всех выдерживают качество. Схемотехника у них вылизанная до блеска. Поэтому сделать что-нибудь сильно дешевле на мой взгляд нереально. Опытный образец - еще может быть, а вот в серии... Кстати, правильные китайцы делают такие драйвера баксов за 8. Имеется в виду соответствие всем нормам по электросовместимости.
Поэтому поднял разговор про принципиально другую топологию. Вообще я не занимаюсь производством, а консультирую энергосервисную компанию.
Но в разработке готов поучаствовать, если смогу покупать потом продукцию по спеццене. Если есть интерес, можно попробовать составить техзадание.
Мои предложения - 60Вт, двухрежимный - с дежурным режимом процентов 20 от полного, и максимально плоский, насколько получится. Ширина где-нибудь 40-45мм, высота 18-20мм. Чтобы можно было впихнуть в том числе в уличный декоративный светильник.
Если интересно, могу прислать результаты попыток сделать очень дешевый линейный драйвер с нормальным КМ и приемлемым КПД. Целых 3 способа)). первый вариант КМ 0,85-0,86, второй вариант 0,91-0,92, а третий аж 0,99 )). Так что у меня любимая тема - дешевые драйвера без гальваники и светильники в пластиковых корпусах ))).

Re: ДЕШЕВЫЙ ДРАЙВЕР С ВЫСОКИМ КМ БЕЗ ГАЛЬВАНИКИ

СообщениеДобавлено: 24 ноя 2016, 01:53
BVlad
У честных Китайцев, драйвер с честными 60-70W и указанными характеристиками в районе 8-12 баксов идет. Тот же DONE старших серий, у которых все в порядке и с ЭМС и с КМ и с пульсациями. В качестве плюшки еще и гарантия 5 лет в купе с набором так же честных сертификатов ЕС, США, Австралии и еще кучи чего. Только вот за такие деньги он в России мало кому нужен.
А вообще я если честно практически не встречал приличных драйверов больше 50W без развязки. Да и есть ли смысл в нем кроме как в уменьшении габарита и небольшого выигрыша в КПД. Я сильно сомневаюсь что он окажется ощутимо дешевле чем вариант с развязкой.
В общем ждем анонсированного Кулибиным варианта на 80-100W, с ценой меньше 10 баксов. А пока продолжаем материть Аргос, у которых опять ждать отгрузки по 2-3 недели нужно :(

Re: ДЕШЕВЫЙ ДРАЙВЕР С ВЫСОКИМ КМ БЕЗ ГАЛЬВАНИКИ

СообщениеДобавлено: 24 ноя 2016, 01:54
kulibin
Думаете - зря Ирбис заливает свои драйвера ? Не все тем так просто, и словосочетание "вылизанная схемотехника" у меня вызывает некоторое недоумение. А теперь прикиньте стоимость заливки и подумайте - на чем Ирбис сэкономил, чтобы держать цену на уровне с Аргосом, который не прибегает к таким радикальным методам решения проблем термоменеджмента.
Результаты попыток не очень интересны, сорри :) Микрух на рынке несть числа, и любой желающий таких попыток может сделать хоть сто. Драйвер светодиодов в сущности тривиален, и львиную долю его стоимости составляют плата, входные фильтры, транс, полевик, Шоттка и прочий обвяз, без которого и драйвера-то нету. Все остальные танцы с бубном ведутся вокруг 10-20% оставшейся себестоимости в виде микрухи с обвесом согласно даташиту. И в каком месте вы хотите быть новатором ? Что нам стоит дом построить - нарисуем - будем жить ?
Путь любого производителя драйверов на рынке - это путь слез и потерь, особенно вначале. И компаунды поразрывает, и партия резюков с окисленными концами запаяется - всяко бывает. Именно поэтому их так немного. :)
Проще уж тогда слизать схемотехнику Аргоса и шлепать, экономя на марже Аргоса и влупаясь в некачественные компоненты рандомным образом. Но правильнее, а главное - честнее - не экономить копеечку, а повышать качество работы с клиентом, чтобы он не велся на лишние 50 рублей, а закупаться нормальными драйверами от тех, кто на них собаку съел. Ну или замутить свое КБ.

Re: ДЕШЕВЫЙ ДРАЙВЕР С ВЫСОКИМ КМ БЕЗ ГАЛЬВАНИКИ

СообщениеДобавлено: 24 ноя 2016, 02:05
kulibin
BVlad писал(а):В общем ждем анонсированного Кулибиным варианта на 80-100W, с ценой меньше 10 баксов. А пока продолжаем материть Аргос, у которых опять ждать отгрузки по 2-3 недели нужно :(


Резонансная схема, при всей ее простоте и очевидности, способна принести сюрпризов. Вот возились с ней все лето - ноу проблем. Много кому рассылали образцы - все довольны. А наступила зима, стало сухо, возросло количество статики. И выяснилось - что схема статики боится. То есть при разряде на корпус драйвер мигает. Вроде и мелочь - откуда в линии освещения статика ? Но хз - как такое отразится на эксплуатации в поле. И запускать такое в широкую реализацию лично мне боязно. Потому вот уже неделю-две мы с Сойером все в мыле ковыряем себе моск. Если РД-150 уже весь насквозь изученный и два года в изделия ставится с 0.1 % отказов - так за него и не паримся. А тут схемотехника новая. Драйверу цена копейка, а поди залезь на столб, сыми дохлый светильник, отошли, получи назад, опять повесь...

Re: ДЕШЕВЫЙ ДРАЙВЕР С ВЫСОКИМ КМ БЕЗ ГАЛЬВАНИКИ

СообщениеДобавлено: 24 ноя 2016, 03:07
VASYA
Спасибо за комментарии. У Ирбиса цена заливки 30руб, и я не уверен, что у них проблемы с теплом причина заливки. Скорее для большей надежности - чтобы ничего не отваливалось при вибрациях, не отсыревало и т.д. С заливкой они очень долго мучились, пока научились. Их милитаристский уклон (больше 90% продукции военного назначения) тоже способствует заливке. Схемотехника у них не добавить не отнять, микруха МС33062 (если правильно помню) дешевая и понятная, и остальные элементы выверены. На мой взгляд при правильной схемотехнике, а она широко известна, продуманной трассировке и выборе характеристик элементов, весь фокус в трансе. Так что не понимаю, за счет чего можно радикально снизить цену.

Мои упомянутые драйвера линейные, как ни смешно это звучит. Считается, что линейный драйвер это мост, конденсатор и линейный стабилизатор. То есть КМ в районе 0,5. Можно сделать несколько по-другому, и получить вполне разумные результаты - естественно, для небольших колебаний сетевого напряжения. Стабилизация выходного тока при входном напряжении от 195 до 250В (дальше при росте напряжения срабатывает защита, при меньшем 195В напряжении начинает резко падать выходной ток), параметры приемлемые: КМ больше или равно 0,85 и КПД 80% при сети от 220 до 230В. (Теоретический максимум при идеальном отношении сетевого напряжения и падения на светодиодах - 0,85 КМ и 85% КПД, перед тем как делать считал оптимальные режимы). Легко управляется по проводам питания - переключается с дежурного режима на полный. И себестоимость несильно больше бакса. Для светильников (в пластиковом корпусе и с дежурным режимом яркости) при мощностях до 20Вт имеет право на жизнь. Результирующая эффективность Лм/Вт у светильника с таким драйвером (делал для теста около тысячи даунлайтов) лучше чем у Акрича, и почти нет пульсаций выходного тока. И никаких ВЧ наводок. Вот думаю про коммерциализацию. Тут мне нужны состоявшиеся производители, если кому интересно.
Есть более сложный вариант в виде макета, с КМ больше 0,9 и КПД 85%, но пока в серии не пробовал, да и по стоимости уже 4 долл, что не очень интересно, учитывая недостатки в виде фиксированного выходного напряжения, необходимого для получения соответствующих параметров. Почему и задумался о традиционном пути - но без гальваники и с дросселем вместо транса для удешевления. Может, Вы и правы - у Вас есть опыт, поэтому конечно прислушаюсь к приведенным аргументам.
Третий вариант использует дроссель от ЭмПРА и пару пленочных конденсаторов, и просто для интереса сделал - на линейной схеме КМ больше 0,99 - это необычно)). Так как качественный дроссель на железе дорог, практического смысла схема не имеет - так, для развлечения и самолюбие потешить )).

А откуда такая чувствительность к статике? Значит, где-то есть длинные (то есть с большой паразитной емкостью) проводники в высокоомных цепочках? И какие еще могут быть механизмы воздействия статики? А таки да, искусство требует жертв((.

Re: ДЕШЕВЫЙ ДРАЙВЕР С ВЫСОКИМ КМ БЕЗ ГАЛЬВАНИКИ

СообщениеДобавлено: 24 ноя 2016, 11:00
BVlad
VASYA писал(а):У Ирбиса цена заливки 30руб, и я не уверен, что у них проблемы с теплом причина заливки. Скорее для большей надежности - чтобы ничего не отваливалось при вибрациях, не отсыревало и т.д.

Я задавал как то вопрос. Зачем заливать все подряд. Учитывая то что 90% драйверов мощностью до 40W идут в офисники где по определению cтепень защиты IP20.
Ответа внятного так и не получил. Лично мне кажется что или не хотят на другой корпус перейти, где и без заливки все смонтировать можно, или есть что скрывать по схемотехнике.

Re: ДЕШЕВЫЙ ДРАЙВЕР С ВЫСОКИМ КМ БЕЗ ГАЛЬВАНИКИ

СообщениеДобавлено: 24 ноя 2016, 14:51
ramsprint
kulibin писал(а):
BVlad писал(а):..... Драйверу цена копейка, а поди залезь на столб, сыми дохлый светильник, отошли, получи назад, опять повесь...


А, нет ли смысла, пока идут танцы с бубном(отладки драйвера), внедрить в массы выносной драйвер, "лестничной доступности" ,
по- простому, получить возможность замены, не с помощью вышки, а обычной лестницы ?
Полагаю, самое сложное: ломка стереотипа :)