Страница 1 из 3

Стабилизатор тока с большим запасом надежности.

СообщениеДобавлено: 04 янв 2013, 18:41
vtral
Привет народ.

Планирую провести эксперимент на своем автомобиле, по питанию штатных галогенных ламп в фарах от источника тока.
Толчком к эксперименту стал другой эксперимент, по термопрогону модуля Hella FF DE 60mm со штатной стандартной лампой HB3, из комплекта поставки, при напряжении питания 13,9 вольт. Больше мой блок питания не выдает на такую нагрузку.
Модуль был помещен в стеклянную кастрюлю, накрыт крышкой и оставлен на несколько часов. Температуру контролировал термопарой из состава мультиметра MY64.
В итоге была достигнута температура 160 градусов на пластиковом корпусе крепления линзы. В других местах и повыше были температуры...

Сегодня эксперимент состоял в другом.
Исходные данные:
Модуль ближнего света Hella FF DE 60mm, лампа в нем стандартная HB3, из комплекта поставки. Эти модули будут стоять в моих фарах после ремонта кузовщины (подбил машинку, фары менять надо). Уже стоят в фарах, просто фары еще не на машине.
И так.

Режим 1:
Напряжение 9,1 V
Ток потребления 4,6 A
Модность на лампе 42 W

Режим 2:
Напряжение 12 V
Ток потребления 5,2 A
Модность на лампе 62 W

Режим 3:
Напряжение 13,9 V
Ток потребления 5,7 A
Модность на лампе 79 W

Это все, на что способен мой блок питания, ни выше, ни ниже он не может напряжение выдать. Но автомобильный генератор легко выдает более 15 Вольт в морозы. А при неисправности запросто выходит из границ 18 Вольт, проверял, устраивая постоянное возбуждение ради эксперимента.
Комментарии излишни. Страшно подумать, сколько мощности будет на лампе при напряжении 15 Вольт.

После этого эксперимента и захотелось ограничить мощность ламп. Сделать это можно питая лампы от источника тока, а не напряжения. Прям как светодиоды. И это вполне реализуемо.

Номинальная мощность лампы - 60W. При напряжении всего около 14 Вольт, номинальная мощность уже превышена почти на 30%! Это результат питания лампы от источника напряжения.

Питание источником тока, причем регулируемым источником тока, позволит достигнуть нескольких целей.
1. Ограничить стартовый ток номинальным значением, или слегка повышенным, что продлевает жизнь лампам.
2. Стабилизировать мощность ламп на номинальном уровне вне зависимости от текущего рабочего напряжения генератора, которое в сильные морозы может достигать опасных для ламп величин.
3. Переключать лампы на питание пониженным током для реализации режима ДХО например.

Тему поднял на этом форуме по одной простой причине - тут самые опытные в строительстве источников тока люди. :)

Сам я не имею образования электронной направленности, но радиолюбитель с многолетним стажем, с советских времен еще.
Окажите поддержку в разработке подходящего девайса.

Стабилизатор тока видится мне с нижним регулирующим элементом, в земляном проводе лампы. Причин для такой компоновки много, прежде всего минимальное вмешательство в штатную электропроводку авто, да и управление мощными мосфетами проще.

Конкретно для лампы HB3 нужно стабилизировать ток на уровне 5 А.
Для других ламп ток будет другой. Например для ламп номинальной мощностью 55W, ток стабилизации будет 4,58 А.
Оперативное переключение режимов стабилизации внешним сигналом позволит реализовать режим ДХО например. Для этого можно попробовать стабилизацию на уровне 4 А.
Чтобы на стеклянной колбе лампы не оседал вольфрам, необходима температура колбы более 250 С. При напряжении на лампе 9 Вольт, температура колбы лампы легко переваливает за 300 С, это я тоже измерил.

А вообще на форуме по той же причине, что и все - светодиоды.
Был вынужден делать габаритный свет в свои фары на мощных светодиодах, т.к. установка модуля Hella лишила фару штатного габарита. Установил один 3HPD-1, который светит внутрь отражателя фары дальнего. Запитал светодиод от драйвера на LM317 током 115 мА, на входе установил диодный мост и сапрессор на 18 вольт. Пусть выжигает предохранитель в случае форсмажора. :)
Светодиодные ДХО в фару решил не внедрять, хотя комплектухи закупил более чем... Снаружи навесить на мой авто тоже красиво не получается. Остается использовать только режим ДХО в штатных фарах. До сих пор это был японский ближний на пониженном питании, с балластом. Теперь это будет дальний, с балластом, либо с источником тока...

По драйверу прошу накидать мыслей, ссылок...

Re: Стабилизатор тока с большим запасом надежности.

СообщениеДобавлено: 05 авг 2013, 17:00
vtral
Запустил в эксплуатацию все это безобразие на своем авто. Немного изменил принцип работы. Отказался от стабилизации тока в пользу стабилизации напряжения. Для ламп фар сделал стабилизаторы на 12 Вольт, чуть больше. Для ДХО 9 Вольт.
Все на LD1084V. Всего 8 штук стабилизаторов. Можно было делать на стабилизаторах фиксированного напряжения.

Re: Стабилизатор тока с большим запасом надежности.

СообщениеДобавлено: 06 авг 2013, 23:50
большой
По моему на сколько я помню галогенки не очень любят низкое напряжение ,естественно не так как высокое.
А по идее галогенка вообще очень надежная лампа если качественная и стабик напряжения нормальный,ведь вольфрам на стекле не осаждается а обратно на спираль старается прилипать после выключения.

Re: Стабилизатор тока с большим запасом надежности.

СообщениеДобавлено: 07 авг 2013, 00:21
Invisible_Light
Для галогенок вреден токовый удар при включении (сопротивление холодной спирали меньше, чем у обычных ламп накаливания при той же мощности). Плавный старт удлинит жизнь.
Если использовать с "недокалом" (пониженное напряжение - ток) - будет испаряться спираль без "рекуперации" вольфрама обратно на спираль (с осаждением изнутри колбы). При этом галогенка превращается в "обычную лампу накаливания" с уменьшением световой эффективности.

Re: Стабилизатор тока с большим запасом надежности.

СообщениеДобавлено: 07 авг 2013, 03:29
Proizvoditel
Поэтому для долгой работы ее надо питать номинальным током и без импульсного преобразователя не обойтись. По теме http://www.drive2.ru/cars/mazda/6/6_2nd ... nal/405622

Re: Стабилизатор тока с большим запасом надежности.

СообщениеДобавлено: 07 авг 2013, 06:11
vtral
Некоторые уже наелись ШИМа на галогенках... лампы у них стали чаще выходить из строя. И ведь все логично. Лампа боится высокого стартового тока, возможно даже у нее имеется некий негласный ресурс на количество включений, превышение которого и приводит к обрыву спирали. А ШИМ что делает? Часто часто включает и выключает лампу на полном токе, ограниченном только холодной спиралью лампы...
От ШИМ я отказался изначально и жестко. Это не первая моя конструкция за несколько лет, и все они были аналоговыми.
В первом сообщении подробно изложен мотив, по которому пришлось пойти на стабилизацию режима ламп - высокое бортовое напряжение на авто зимой И высокая температура модулей ближнего света Hella 60 mm с лампой 60W, в сети есть отзывы, даже стращалки, что эти модули запросто светом плавят покровное стекло фары. Вранье конечно, с целью продать "тепловой фильтр" для этого модуля. С января ежедневно езжу без тепловых фильтров и даже намека на повреждение поликарбоната не обнаруживаю.
Сейчас ограничение стартовгого тока происходит в схеме естественным путем, сама микросхема ограничивает ток КЗ на уровне 6-7А, плюс стоит шунт между входом и выходом микросхемы 0,75 Ом мощностью 25W, который забирает на себя львиную долю тока в стационарном режиме (облегчает режим микросхемы). При бортовом напряжении более 15V микросхема уже вообще выключается практически, весь ток в лампу течет через шунт. При более низком напряжении микросхема начинает помогать шунту и поднимает выходное напряжение до установленного, пока это возможно, пока генератор работает. От аккумулятора тоже все работает без нареканий, наверняка немного снижается яркость, но замерить это нечем.
Режим ДХО - 9V выхода, шунт 1,5 Ом, два резистора по 0,75 Ом 25W каждый. Галогенный цикл при таком режиме не прекращается, лампы работают долго, испытано уже годами, правда без стабилизации, даже при 8V галогенный цикл еще идет, лампа работает более года и не чернеет.

Re: Стабилизатор тока с большим запасом надежности.

СообщениеДобавлено: 07 авг 2013, 07:49
sergei28
:D давно делал на прежнем авто защиту(ограничитель) от бросков тока при включении ламп головного света,схема простейшая :ток ограничивался резистором половинного номинала сопротивления ламп в холодном состоянии спирали.сопротивление параллельно контактам автомоб.реле 12v, реле включалось с небольшой задержкой при подаче напряжения. :?

Re: Стабилизатор тока с большим запасом надежности.

СообщениеДобавлено: 07 авг 2013, 08:54
vtral
Именно такую схему и заменил на стабилизаторы. :)
Схема работала отлично, но имела пару серьезных недостатков. Моргнуть дальним было проблематично. При высоком бортовом напряжении лампам все равно было хреново.

Re: Стабилизатор тока с большим запасом надежности.

СообщениеДобавлено: 07 авг 2013, 09:56
sergei28
в чем проблема?свое реле на каждую группу ламп(2) :?

Re: Стабилизатор тока с большим запасом надежности.

СообщениеДобавлено: 07 авг 2013, 09:58
vtral
Нет проблем. Были недостатки, теперь их нет, одни достоинства. :)

Re: Стабилизатор тока с большим запасом надежности.

СообщениеДобавлено: 07 авг 2013, 10:13
sergei28
:) отчего напряжение в бортовой сети не в норме????

Re: Стабилизатор тока с большим запасом надежности.

СообщениеДобавлено: 07 авг 2013, 11:56
Struzhkin
А оно "в норме" бывает, если только измерять стрелочным вольтметром, и то не всегда. Уж не говорю про броски от "магнето и другой химии". Кроме того, сейчас регуляторы напряжения делают с термокомпенсацией, поэтому зимой напряжение в бортовой сети большое, пока под капотом не прогреется - напряжение к нормальному не придет. По своему авто: зимой бывает 14.6-14.7 на холодную и затем падает до 14.1-14.3. Летом изменения от 14.2 до 13.7. И если конструкторы бортовой электроники могли учесть сей факт в своих схемах, то в лампах это ну никак не учтено. Мне идея ТС понятна.
По лампам: друзья уже года три выкатывают свои галогенки в полнакала (на глаз), специально смотрели потемнение колбы - нет его. Очевидно, что температуры хватает для галогенного цикла.

Re: Стабилизатор тока с большим запасом надежности.

СообщениеДобавлено: 07 авг 2013, 13:57
vtral
sergei28 писал(а)::) отчего напряжение в бортовой сети не в норме????

Наоборот, в норме.
У меня регулятор напряжения с полной термокомпенсацией, по датчику температуры, который закреплен на батарее. Зимой у меня бывает и выше 15V, сейчас чаще 13,9V, но утром, по прохладе, 14,2 примерно...
Вот когда напряжение и зимой и летом одного цвета, тьфу, одного напряжения, тогда оно точно не в норме...

Re: Стабилизатор тока с большим запасом надежности.

СообщениеДобавлено: 08 авг 2013, 06:39
sergei28
в каком месте электросхемы проводите измерения

Re: Стабилизатор тока с большим запасом надежности.

СообщениеДобавлено: 08 авг 2013, 10:47
vtral
Измерения чего? В автомобиле можно провести сотни измерений в разных точках.
Если вопрос о напряжении, то в точке регулирования, на + клемме аккумулятора, туда подключен измерительный вывод регулятора. У меня не стандартный регулятор напряжения. У меня вообще мало чего в стандартном виде остается...