Pensioner » 06 сен 2015, 05:01
Представляю свой вариант переделки ДХО. Была поставлена задача – не просто изготовить яркий фонарик, а максимально соответствовать требованиям ГОСТа по распределению светового пучка и силе света. Имею шедевр отечественного автопрома – автомобиль Приора. Приобрёл готовые круглые ДХО, привлекли возможностью установки на штатные места ПТФ. Светодиоды – 9 штук 5 мм светиков на фару, то есть изделие можно назвать лишь имитацией ДХО, китайские фонарики и то ярче. Оставил корпус и отражатели. Вопрос – чем заменить? Простейший вариант – использование НК6 не подошёл, т.к. если рассверлить отверстие в отражателе до 8 мм, слишком большая часть его удалится, попасть в фокус также проблематично. Оказывается, очень хорошо подходят обычные эмиттеры, для попадания в фокус достаточно укоротить тыльную сторону отражателей на 2,5 мм. Был выбран самый дешёвый вариант – 2EL. Светодиоды соединены по схеме 3×3. Радиатор изготовлен из подходящей алюминиевой детали, внутри запрессован с небольшим натягом медный стержень. На хвостовике детали нарезана резьба М14×1,25 , из толстого алюминия выточены шайбы, внутри нарезана аналогичная резьба, торцы пластин тщательно обработаны, отшлифованы. Разборный радиатор – не лучший вариант, он был выбран только для ремонтопригодности изделия. Светики сажаются на радиатор на казанский герметик, дополнительно прижимаются отражателем.
В итоге получился неплохой прожектор, но никак не ДХО.
При проецировании луча на экран, вертикальный угол рассеивания получился практически требуемый – «угол альфа - 10° вверх и вниз по вертикали», но, естественно, столько же получилось и по горизонтали, а нужно по «горизонтали 20° наружу и внутрь». Начал экспериментировать с различными рассеивателями, стёкла от разных ПТФ, от фонаря заднего хода УАЗа пробовал, всё – не то. И наконец, приставил обычный поликарбонатный рассеиватель от потолочных люминесцентных светильников и, о, чудо! Луч «разъехался» точно на 20° вправо и влево! (Ну, или почти точно). Как и требовалось!
Вырезал, прикрепил к отражателю четырьмя 2-х мм латунными болтиками с гаечками, герметиком по периметру промазал. Затем корпус фары укоротил, навинтил на стержень шайбы, между первой шайбой и корпусом фонаря ставится толстая резиновая прокладка, в качестве своеобразной смазки между шайбами и стержнем служит паста КПТ-8, только последняя шайба фиксируется эпоксидным клеем.
По-моему довольно красяво получилось, а циферьки на стекле намекают, что изделие, типа, заводское. (При внимательном рассмотрении выяснил, правда, что циферки относятся к ПТФ, никак не к ДХО, но это уже детали).
Теперь встал вопрос о требуемой силе света. Люксметра нет. На коленке изготовил этакий «попугаеметр». Люмены он точно не покажет, но позволит сравнить моё изделие со стандартными огнями. Собрал агрегат из селенового фотоэлемента, текстолитовой трубы и цешки в режиме мВ.
Как эталонные, решил использовать ДХО от отечественного автомобиля – соседской Лады Гранты. (ДХО Китайского Лифана у другого соседа, доверия у меня не вызвали.) Замеры производил в сумерках, на расстоянии 1м, 10м и 20м, дальше мой попугаеметр перестал на свет реагировать. Затем стал подбирать ток, для получения таких же показателей у моего фонаря. Оказалось, для совпадения показаний достаточно 180 мА, то есть всего 60 мА на каждый светодиод. Для ровного счёта увеличил ток до 200 мА на фонарь. Сразу отпали сомнения по поводу эффективности радиатора, площадь (около 90 см2) более чем достаточна, для проверки надёжности прогнал каждый фонарь на токе 300 мА в течение часа, радиатор чуть тёплый.
В качестве драйвера использовал всего одну LM, (изначально планировал две – по одной на каждую фару). Для подключения в сеть автомобиля использовал обычную схему на трёх реле.
Думал, завязывать ли автоматическое выключение ДХО на концевик ручника и датчик давления масла, с одной стороны вроде бы удобно, с другой – не по ГОСТу. В результате подключил и на ручник, и на датчик, но через тумблер, т.е. отключаемая опция получилась. Возник также вопрос по поводу места для установки LM-ки: под капотом – жарко, в салон провода тащить не захотелось, под бампером – грязновато. Решил все-таки внутри бампера, а для герметичности залил всю схему эпоксидкой.
Беспокоит только самочувствие резистора на схемке – не перегреется ли? Установил свои ДХО в нижнюю решётку радиатора, приобрёл с местами для установки 4-х ПТФ (смотрится несколько колхозно, но это единственный приемлемый вариант, ИМХО). ДХО установил в наружные гнёзда, для соблюдения ГОСТа; ПТФ во внутренних отверстиях – то же не по правилам получилось (чуть больше 40 см от наружного габарита), если уж придерутся работники ГАИ, буду говорить, что не работают, только для красоты. Сам результатом доволен.
Попытался изложить кратко, не получилось, извините. Если будут вопросы, расскажу подробнее.
- Вложения
-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-
