Страница 1 из 1

Контролька для ламп стопсигналов.

СообщениеДобавлено: 19 фев 2017, 20:22
vtral
Давно хотел сделать полезняшку, все руки не доходили:

контроль стопсигнала.gif


Что есть что.
Основа схемы - геркон, любой на замыкание, коих море разных, не суть. На схеме это контакты S1.
L1 - токовая катушка, внутри которой и живет геркон. Параметры катушки нужно подобрать экспериментально, мотать медным проводом в лаковой изоляции, диаметром около 1 мм. Витков будет не много, но подобрать придется экспериментально. Думаю витков 10-15 будет уже достаточно, от чувствительности геркона зависит.
D1 - cветодиод любой красный.
D2 - любой маломощный диод, защищающий светодиод от обратного напряжения.
R1 - резистор на 1,5 килоома, ток через светодиод будет порядка 10 мА, что более чем достаточно.
Большой рамкой выделил собственно всю схему, которая обеспечивает функцию контроля.
Малой рамкой выделил светодиод, который можно вынести на паре тонких проводов далеко от основной схемы, далее станет понятно зачем.

Как это работает.
Схема врезается в разрыв существующего провода на лампу стопсигнала. На каждую лампу по такому девайсу.
При нажатии на тормоз исправная лампа начинает потреблять ток, который проходит через катушку, геркон замыкает свои контакты и светодиод НЕ светит.
Если же лампа сгорела, ток через нее уже не течет, геркон не срабатывает, в этом случае светодиод начинает светить при каждом нажатии на педаль тормоза.
Схема примитивнейшая, проще наверно придумать невозможно. Аналоги не искал, просто из головы за 5 минут нарисовал.

Самый прикол в размещении сего девайса.
Размещать буду в корме, на борт по одному девайсу, на каждую лампу соответственно.
Светодиоды буду выводить в район середины потолка заднего проема пятой двери, где они будут видны через салонное зеркало заднего вида. Размещать буду с максимальным разносом по горизонтали, чтобы было легко отличить правый от левого, лишь бы попадали оба одновременно в поле зрения зеркала.
Собственно все. Надоело гадать на кофейной гуще, работают ли стопсигналы. Уже тыкали носом коллеги в неработающие.... С таким девайсом гадать уже не придется, он будет нудно маячить в зеркале до тех пор, пока лампу не поменяешь.
Пользуйтесь на здоровье.

Это уже работающий прототип и рядом геркон, из которого прототип изготовлен.

IMG_20170219_173150_s.jpg


Иллюстрация размеров и конструкции самого "сложного" узла - токового реле. Провод 0,8 мм, 15 витков, геркон из того, что нашел в хламе, диаметр колбы 2 мм.
Срабатывать начинает уже при 11 витках, но пусть будет 15, для надежности.
Сложности были с обмоточным проводом. Сначала применял провод диаметром 1 мм, но с него слетает изоляция, обсыпается лак чешуйками, состарился. Но нашел немного провода диаметром 0,8 мм, у которого лак еще хорошо держится, эластичный, выдерживает намотку на стержень диаметром 2,5 мм без осыпания, из него и сделал катушку. Под нагрузкой одной лампы стопсигнала не нагревается, значит нормально будет.
Окончательно собранный на автомобиле узел будет затянут в термоусадку, причем для жесткости там же будет размещена шпилька диаметром 1,5 мм из закаленной стали, чтобы узел не подвергался даже случайному изгибу, от которого геркон точно сломается, стеклянный он. Либо помещу все внутрь тонкостенной металлической трубки, взятой у стержня шариковой ручки.

Позже сделаю светодиодные сигнальные огни, и стопы, и повороты. Схема уже готова.

Re: Контролька для ламп стопсигналов.

СообщениеДобавлено: 19 фев 2017, 21:18
livek
можно было бы и сделать контроль сразу двух ламп, и вывести допустим на индикатор уровня тормозной жидкости мигающий режим. понятно было б что сгорела одна из ламп стопов а какая выяснить визуально.
но зачетно придумано

Re: Контролька для ламп стопсигналов.

СообщениеДобавлено: 19 фев 2017, 21:43
Sa300d
Схема имеет право на жизнь. Во многих машинах существует контроль неисправности ламп. При перегорании двух из трёх стопов некоторые авто вообще не едут (Опель). Но вообще, в таком остром и постоянном контроле нуждаются только несколько машин - Нива, 2105/2107, всё семейство "девяток". Это у них постоянные и не решаемые (в штатном исполнении) проблемы с задними фонарями. У нормальных авто лампы перегорают очень редко, так что такой пристальный контроль мне видится не оправданным.

Re: Контролька для ламп стопсигналов.

СообщениеДобавлено: 19 фев 2017, 23:31
ivdor
Однако, кто будет контролировать контролера ? :)

Re: Контролька для ламп стопсигналов.

СообщениеДобавлено: 20 фев 2017, 05:38
vtral
Сгорают лампы у любых машин. Зависит от ламп больше. Даже Koito лампы сгорают, уже два раза сгорали за 8 лет. В этом и сложности. Когда долго работают, привыкаешь к "безотказности", прекращаешь контроль, пока носом не натычат. И сам уже не раз других носом тыкал, прямо на дороге.

Мой Ниссан тоже "не едет" когда все лампы сгорели, но в нынешней зиме, когда метели чуть ни каждый день, а на трассе я каждый день, в опу въехать могут даже при одной работающей лампе, если догонят...

Контролера достаточно раз в год проверить инициативно, во время планового обслуживания.

Re: Контролька для ламп стопсигналов.

СообщениеДобавлено: 20 фев 2017, 06:13
ivdor
Я про обрыв фазы до хт1.
Мало ли :)
Или это тоже мозги проверяют?

Re: Контролька для ламп стопсигналов.

СообщениеДобавлено: 20 фев 2017, 06:17
vtral
Не едет.
Если нет цепи до ламп стопсигнала, просто дроссель не открывается на полную, тупит страшно. Ровно это происходит при обрыве всех ламп. Ровно это же происходит, когда недотепы вместо ламп накаливания тупо ставят светодиодные.

Re: Контролька для ламп стопсигналов.

СообщениеДобавлено: 22 фев 2017, 00:03
Sa300d
vtral писал(а):Сгорают лампы у любых машин. Зависит от ламп больше. Даже Koito лампы сгорают, уже два раза сгорали за 8 лет. В этом и сложности. Когда долго работают, привыкаешь к "безотказности", прекращаешь контроль, пока носом не натычат. И сам уже не раз других носом тыкал, прямо на дороге.

Мой Ниссан тоже "не едет" когда все лампы сгорели, но в нынешней зиме, когда метели чуть ни каждый день, а на трассе я каждый день, в опу въехать могут даже при одной работающей лампе, если догонят...

Контролера достаточно раз в год проверить инициативно, во время планового обслуживания.

На трассе во время метели требуется включать задние противотуманки. Стопы отлично видно, когда ночью машина задом куда-то прижимается, или сзади автобус/фура подъехала. Не имею проблем с контролем состояния задних фонарей. У меня на ретро Мерсе за 10 лет стопы... не уверен, но, кажется, сгорали раз. То есть одна стандартная лампа 21 Вт. И габариты разок.
Кстати, проблема со стопами особенно актуальна для машин на автомате (у меня механика). Многие при длительной стоянке не переводят АКПП в режим стоянки, а просто держат на тормозах. На дешевых машинах даже фонари плавятся! Тут, конечно, требуется не контрольку диодную внедрять, а диоды вместо ламп. 21 Вт, полагаю, с лихвой заменят 8 Вт диодов. Как руки дойдут, обязательно вывешу результаты своих экспериментов на эту тему.

Re: Контролька для ламп стопсигналов.

СообщениеДобавлено: 22 фев 2017, 05:35
vtral
Задние противотуманки сделаны и применяются, эти дни ежедневно, метели жуткие.
Про стенку знаю, но я на машине активно езжу, а не у стенки опой стою, так что не катит в качестве контрольки, как и фура, не может она меня догнать, а лампа может сгореть в любой момент времени и важно информацию об этом получить моментально. Запасные лампы у меня всегда с собой имеются, но без контрольки получается идиотская ситуация, могу за 5 минут поменять лампу, но скорее всего буду неделями ездить с негорящим стопом...
В пробках не стою, долго держать тормоз не приходится, а когда таки изредка приходится, фонари у меня японские, не плавятся.
Ретрофиты светодиодные запланированы, спроектированы и будут сделаны, найти бы время. Однако эта токовая контролька и для них будет полезной, только придется для катушки взять провод потоньше и витков побольше, в два слоя намотать.
Ретрофиты мои имеют три уровня яркости для стопа (габарит, стоп-ночь, стоп-день) и два для поворота. Причем включение заднего противотуманного огня отменяет режим стоп-ночь, переводя его в стоп-день. Светодиоды в ретрофитах будут Gree XB-D, 4 штуки на лампу, red, amber, ток до 1А. Закуплено все года два-три назад, так и валяется до сих пор.